• Espresso-Blog

Медведи и Русская поляна – в горах Домбая. Часть 5

Предыдущие посты про Домбай: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4

Садясь в кресло подъемника, я спросила у работника: «А что можно увидеть на Русской поляне? Куда пойти?» Ответ меня удивил: «Медведей!» На КПП один егерь консультировал группу туристов, приехавших с гидом на машине – они направлялись в сторону Чучхурского водопада: «На Русской поляне ведите себя тихо. Увидите медведицу с медвежатами – не беспокойте их, они часто там отдыхают». Когда мы оплатили сбор за вход на КПП, я задала вопрос: «Что, и, правда, медведи?» Другой егерь посмотрел на нас очень внимательно и уточнил: «Откуда узнали?» – «Сказали на подъёмнике».

Он успокоил: «Медведь нынче сытый, так как большой урожай малины. Можете и сами поесть ягоду. Очень сладкая и крупная. И вот-вот на подходе черника. Идите смело. Если кого увидите, не паникуйте – вас не тронет. Двигайтесь дальше, с тропы не сходите».

Рассказы о медведях, которые летом едят малину на Русской поляне, нас так поразили, что в первый раз мы пропустили поворот на поляну и поднялись на другую дорогу. Когда разобрались и вернулись, и наконец, вышли на нее, увиденный пейзаж поразил: вокруг высокая трава, пешеходная тропа, извиваясь, теряется в зарослях, людей совсем нет. И камни, гигантские валуны, словно упавшие с неба. Шумит далекий водопад, поют птицы. Малины действительно много, кусты высокие, почти с человеческий рост. Когда идешь по тропе, вокруг все шуршит, поскрипывает. Если вглядываться в переплетение зарослей, ничего толком не разобрать. Тут невольно подумаешь о медведях, да и других животных, которые притаились в кустах и траве. Один раз шум усилился, и перед нами на дорожку выпрыгнуло что-то охристо-желтое и поджарое. Оказалось, собака. Она деловито нырнула дальше. А так вполне возможно наткнуться и на койота, как пишут в путеводителях.

С восточной стороны поляны есть курган погибших альпинистов, там установлена каменная стела с мемориальной доской. Вокруг трава покошена. Пройдя мимо стелы влево и углубившись в лесок, через заросли осин и валуны, принесенные потоками воды, можно выйти к реке Домбай-Ульген. При желании аккуратно перебраться на противоположную сторону и начать восхождение к водопадам и леднику горы Джугутурлючат. Тропинка хорошо просматривается. Можно нанять проводника, который проведет по маршруту за 2-3 часа. На сложные тропы, подробные описания которых можно найти в интернете, а на местности они не обозначены ни табличками-указателями, ни краской на камнях – лучше найти сопровождающего или идти в группу с гидом. Обыватели хорошо знают местность и все тропки, к тому же при входе в заповедник группа регистрируется, что дает какие-то гарантии и ощущение безопасности. Бывает, в горах выпадают осадки и реки внизу разливаются. Утром перешел через узенький ручей, а через пару часов он может превратиться в бурный поток. С опытным проводником и группой единомышленников уже легче преодолеть неожиданности. Раньше можно было вызвать МЧС бесплатно, если попал в передрягу (застрял на противоположном берегу разлившейся реки). Но с лета 2020 года все риски за вас счет и оплачиваются.

Немного прогулявшись к реке Домбай-Ульген, снова вернулись на поляну. Гадать, какой из камней камень Высоцкого, не стали. Егеря на КПП правду не раскрывают. Выбрали широкий валун и удобно устроились, чтобы полюбоваться природой. Всё как на ладони: Русская поляна, дорога, по которой едут джипы с туристами дальше к Чучхурскому водопаду, и вид на ледник и водопад Джугутурлючат. Время приближалось к четырем часам, солнце светило нещадно. В этой местности почти невозможно укрыться от солнца, лишь редкие краткие тени от лесочка вдоль дороги, а так солнце в ясную погоду всегда находит тебя. В другой наш визит, когда мы пошли к леднику Птыш – это далеко вперед по долине Домбай-Ульген – мы так и шли под палящим солнцем весь день.

Зрелище водопада Джугутурлючат впечатляет. Мы несколько раз за наш отпуск возвращались на Русскую поляну, чтобы специально полюбоваться видами. Это ущелье самое просторное и широкое, лес и горы далеко от дороги, поэтому с любой точки просматривается красивый, волнительный пейзаж. Дорога сравнительно ровная, маленькие перепады высоты. Но расстояние от Русской поляны до 2 других разрекламированных точек: Чучхурских водопадов и Птышского ледника – весьма приличное. За день можно везде успеть пешком, но рассчитывайте время и силы. Берите с собой воду, перекус, дождевик. В жаркую погоду лучше выйти пораньше, зато после двух-трех часов дня Птышское ущелье частично укрывает тень от гор и становится прохладнее. Если тяжело пешим преодолевать большие расстояния, можно нанять джип и часть пути проехать. Но подъем на Чучхурские водопады и путь по Птышскому ущелью – только пешком.

Мы посидели на нашем камне, я сделала несколько записей в своём дневнике путешественника. Потом прогулялись по дороге дальше до поста пограничников, но в тот день охраны не было, на домике висел замок. Мы решили возвращаться в поселок, оставив Чучхурские водопады и Птышское ущелье на другой день. Почти на выходе у скамейки рядом с питьевым источником встретили хозяина оставленного рюкзака и вещей. Он гулял по каменистой дороге босиком. Оказалось, он проводник в горах Домбая, 40 лет водит группы по окрестным достопримечательностям. В тот день он ждал 2-х туристов, которые записались к нему, чтобы отправиться в поход на несколько дней. Я спросила его, бывал он в Архызе. Прежде нам несколько раз говорили, что там красиво, все сделано, как в Европе, и для пеших прогулок лучше туда, чем на Домбай. Проводник философски ответил: «Я был в Архызе и в других местах, но для меня лучше и красивее Домбая места нету. Я остался здесь, здесь и работаю, и с удовольствием вожу группы по местным красотам. Приезжайте с палатками пожить в горах, увидеть рассвет». Мы улыбались, слушая его. « У вас очень мощная улыбка» – а потом добавил: «Если человек не способен улыбаться здесь в горах, то это не его место. Таких я оставляю в лагере и не беру с собой в горы. С низкой энергетикой им будет здесь тяжело».

Мы спустились к КПП заповедника, поблагодарили егерей за отличную прогулку. Это тоже часть ритуала тех, кто часто приезжает в горы. Егерям приходится объезжать заповедник, просматривать маршруты и приглядывать за животным миром. На КПП подъехала группа туристов, которые хотели поехать на Русскую поляну на лошадях (об этом чуть подробнее здесь: В горах Домбая. Часть 2). Общая продолжительность экскурсии около 1 часа (туда и обратно от КПП), на Русской поляне устраивается привал для фотографий. Камень Высоцкого обещают показать.

На «кресельнике» спустились в посёлок. Не обошлось без приключения. Когда я спрыгнула с кресла, моя спортивная сумка зацепилась ремнем за ручку кресла и поехала дальше. Смотритель успел ее снять, когда кресло развернулось на обороте и подъехало в зону посадки. Я поблагодарила работника, он посмеялся: «Много денег?» – «Там наши паспорта». – «Какая ерунда, остались бы жить здесь!»

Вечером в гостинице шеф-повар приготовила на ужин соте из овощей и баранины. Также подали дыню и арбуз – все с гор Кавказа. Вот так мы первый раз побывали на Русской поляне. Благодарю за внимание!

Продолжение следует…

Мир путешествий раздвигает горизонты и открывает новые возможности жизни.

Подписывайтесь на Espresso-Blog, чтобы следить за нашими новостями. Благодарю за внимание!